Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Романовская игрушка

Романовская игрушка
Романовская игрушка.
1910-1920 гг.

В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой), которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях,то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Композиция лаконична и проста по исполнению. С помощью налепов, дырочек, насечек, защипов и элементов гравировки мастерами переданы необходимые детали лиц, одежды и причудливых головных уборов. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки. В романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка, до композиции – тройки. Часто мастера лепили романовские образы домашних животных: уток, коров, баранов и коз.

Романовская игрушка-свистулька Бык
Игрушка-свистулька Бык.
В. Маркин

Потомственные народные мастера - игрушечники – Иван Федорович Гункин (его сюжеты стали классикой ремесла), Виктов Васильевич Маркин (занимался возраждением романовской игрушки). В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. Участвуя в I всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы был удостоен диплома первой степени. Далее были выставки, фестивали, мастер-классы…игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Лучшие работы мастера хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном Российском Доме народного творчества в Москве, музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России. Его ученики - Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина признанные народные мастера России. Династию Митиных можно считать долгожителями игрушечного ремесла. Они смогли свои знания, секреты и навыки сохранить и пронести через три столетия до наших дней.

2010 год для романовской игрушки стал судьбоносным. На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка покорила своим изяществом и певческим голосом Москву и нашла своих почитателей. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. На Родине игрушки проходят традиционные фестивали романушки. Романовская игрушка пользуется неизменной популярностью как в России, так и за рубежом.


← Вернуться к статье Игрушки из глины

Любая работа уникальна — она похожа только на себя
18.09.2016
Известный керамист Юрий Новиков открыл свою выставку в Сочи

Авторский сайт
Валентины Петровой

Rambler's Top100
Расскажите о нас своим друзьям
Партнёры:
светодиодный встраиваемый светильник