Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Кожлянская игрушка

Кожлянская игрушка родом из Курской области. В середине 18 века в село Кожля, что расположилось на правом берегу реки Сейм,стали переселять мастеровых людей из Полтавской губернии. Здесь новые хозяева обнаружили богатые залежи глины,что послужило толчком к бурному расцвету гончарного дела. На этой, богатой глиной земле, выросло два больших села Кожля и Дроняево.У каждого дома были горны, где всегда горел огонь. Исторический сложилось так, что кожлянцы проявили себя больше как художникии стали делать игрушки, а дроняевцы — посуду. Соседи даже стали называть друг друга "свистуны" и "горшколепы".

 

С конца 19 века в Кожле начали устраивать ярмарки, а оттуда незатейливая кожлянская игрушка начинала путешествие по миру.Кожлянские  свистульки можно было найти даже в Афганистане и Персии. Промысел, во всей красе, существовал до 30х годов XX века.С приходом советской власти он стал угасать: селянам было запрещено брать глину из карьера и делать игрушки на продажу.

Что же представляет собой кожлянская игрушка?
 Делали ее только из Дроняевовской синей глины, из цельного куска вытягивалась фигура без "налепов" и
каких либо составных деталей.После обжига изделие становилось белым. Вот на этот белый фон, без дополнительной обработки, наносили незамысловатый рисунок (полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки).
В основе росписи четыре цвета: жёлтый, красный, синий и зелёный, иногда ещё розовый или фиолетовый. Расписывали только тонкими куриными перьями.
Кожлянская игрушка — это, в первую очередь, свистулька, а потом уже различные тематические фигурки.
После изготовления корпуса игрушки, необходимо было ее правильно проколоть, чтобы получался нужный звук.
Игрушки создавали только женщины и девочки. Сюжет их разнообразен, но в основном отражает реалии сельской жизни: козлики, птицы, медведи, всадники, барыни, кошки. Есть и мифические животные: драконы,
всадник на трехглавом коне.
Женские руки и сохранили кожлянскую игрушку до наших дней. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.)
- эти мастерицы учились создавать игрушки еще девочками, сумели сберечь эти уникальные знания.
 
 
 

 

Любая работа уникальна — она похожа только на себя
05.03.2019
Мультипроект «Керамика в Царицыне» запускается в музее-заповеднике 20 марта

Авторский сайт
Валентины Петровой

Rambler's Top100
Расскажите о нас своим друзьям
Партнёры: