Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Центром промысла северной игрушки Каргопольского района Архангельской области (Панфиловская волость Каргопольского уезда, Олонецкая губерния) была д. Гринево, где проживали мастера И.В. Дружинин и У.И. Бабкина. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем были одиночными фигурками - женские фигуры, изображения животных, а самыми распространенными были свистульки – утушки. Фигуры людей по-крестьянски мощные, коренастые, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Много женских фигур с ребенком на руках, с корзиной, с птицей, т.е. занятых хозяйственными заботами. На них одеты нарядные народные костюмы - широкие юбки, пышные сарафаны, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10-15 см). Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.В ХХ веке промысел почти угас, но благодаря усилиям потомственного гончара Дружинина И.В. в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился, игрушки попали в различные музеи. Классическая каргопольская игрушка в Санкт-Петербурге была представлена на выставке в Русском музее в работах легендарного мастера глиняной игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной, перенявшей мастерство от своих родителей. Мне довелось получить большое удовольствие - посмотреть эти работы и заочно познакомиться с народной мастерицей, бабушкой Ульяной, которая лепила с шутками - прибаутками, разговаривала со своими игрушками и сочиняла сказки, одушевляла глиняные фигурки и сама радовалась им. После обилия виденных нами ярких и современных игрушек, эти не удивляли своей красотой, но притягивали своей непосредственностью и теплотой, воспоминаниями из детства - в них столько сказки, добра и уюта вместе с глубоким мастерством, что невозможно остаться равнодушным. Это характерные массивные фигурки коньков, мужичков с окладистой бородой, крестьянок; варьируются сказочные образы Полкана (кентавра) и птицы Сирин. Тематика игрушек разнообразна: это и постоянные персонажи для народной игрушки: конь, баран, олень, и более сложные групповые композиции - катание на санках, танцующая пара и другие образы.

С. И. Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977 г.

Для каргопольских игрушек характерна упрощенная форма, монументальность, обобщающая передача образа, добродушный юмор, чувство материала. Основа фигур белая, т.е. красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают зеленый, голубой, красный, черные цвета.Ранее использовались самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина, но они быстро стирались, поэтому красили лишь её "фасад" и наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Расписывалась игрушка по-разному: в мягких, приглушенных тонах, роспись узоров из вытянутых колец, крестов, гребешков коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками, или – охрой и серебряной красками по черному фону. Белый цвет "сияющий белизной" сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, а потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. Когда мастер считал нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно использовал блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебрянная. В сочетании черной с белой, а также с малиновой получилась новая яркая и радостная гамма. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда - красные. Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по трпадиции остается прежним - простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны ихображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него. С культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Было еще представление о весеннем солнце в образе красивого юноши на белом коне – Яриле или по другим источникам Полкан – богатыре, полного сил и здоровья, который помогал людям хлеб растить и землю от врагов оберегать. Существовал обычай: на Ярилин день сажали на коня разъезжать по полям молодого, красивого юношу, чтобы хлеба были урожайными. Знаки плодородия земли - смыкающиеся скобки и дуги символизировали зерна и пашню. Глиняная баба в старинном наряде являла собой образ мира, а каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в руках. напоминают хорошо известный сюжет по старинной северо-русской вышивке, где в центре сложной композиции на тему «встреча весны» находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках. В руках женских фигуроки дети, блюда с яствами или птицы. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца, а птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны, они щебетом своим прогоняли с земли силы тьмы, несли свет и радость на счастье людям. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком - "голосом". Разнообразны и необычны наряды Каргопольских барынь: у одной - в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком; у другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо; третья - в шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком, с вазой. О роскошных шляпах простых северных баб мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами- "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски — лучи" (женское изображение с головой, увенчанной "солнцем" - Пятницы, встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы). По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству, к ней деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки.Крестьянки и мужские фигуры изображались в повседневном труде: женщины несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут, стирают белье, а мужчины - пахари, охотники, кузнецы, сеятели, кузнецы. Даже животные работают – козлы едут на санях, медведи работают в кузнице и др. Есть сюжты на праздничную тему – бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле, бородатый старик играет на балалайке, танцующая «кадриль» пара и стоящий в стороне гармонист. Фигурки лепились упрощенно, чтоб выделить главное, налепных деталей мало. Например, руки у женщин полукруглые, иногда сливаются с телом или положены на бедра, протянуты на встречу или воздеты к небу, они выполнены схематично и кисти рук непроработаны детально и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо тоже чаще является условным отображением, часто обнажена грудь, на шее у баб нарисованы бусы или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник с плотным орнаментом. Скульптурки животных лепятся обычно из одного куска глины. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, мощная грудь, маленькая голова со стоящими ушками. У лошади в упряжке есть уздечка и сбруя, а если она на воле, то на ее боках большие буро-красные круги и кресты (такая же роспись у коровы, оленя и спинах птиц), грива лошади пишется росчерком красных и черных линий, хвост – черными. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, лося – крепкая шея, небольшая голова (морда вытянута вперед, рот приоткрыт) и ветвистые рога с небольшими ушками, оленя – ветвистые рога с небольшими выступами – отростками (олень в старославянской мифологии был олицетворением неба). В каргопольских игрушках мастеров нашего времени, сохраняются ли традиционныепредпочтения и каргопольские сюжеты, или появляются многофигурные современные композиции в особом исполнении, в игрушках по-прежнему остается тепло, уют и естественность, что подтверждает силу русского народного искусства.


← Вернуться к статье Игрушки из глины

Интересен и любим мною
путь в мир керамики
18.09.2016
Известный керамист Юрий Новиков открыл свою выставку в Сочи

Авторский сайт
Валентины Петровой

Rambler's Top100
Расскажите о нас своим друзьям