Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Чернышенская игрушка

Чернышенская игрушка

Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в 30-х гг двадцатого века, в действитльности игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца 50-х гг. Живописная деревенька издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами из крепостных. По сложившейся традиции промысел был женским, а поскольку крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа, то пользовалась вырученными средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста и игрушек на весенних ярмарках и во время праздников.

Глина в этих местах необычная - вязкая, ее заготавливалий впрок весной и хранили в погребе или в др. холодных местах. Готовые игрушки сушили на верхушках печей и обжигали в общем горне. Раскрашивали их минеральными и анилиновыми красками птичьим пером.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны и связаны с верованиями и обрядами, они носили в себе знаки тотемов и богов.Часто изображались в виде новосильских крестьян, коньков, птиц. Образ кукушки связан с обычаями и поверьями предков: кукушка — "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества (культ бога Рода), что оказало влияние на роспись остальных игрушек, напоминающую ее оперение, — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками. Формы коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров. Особенно хороши чернышенские куклы—барыни, кормилки, их головные уборы и роспись одежды напоминает костюмы конца XIX начала XX вв.

Лучшие мастерицы чернышевской игрушки: Чумичева П.П, Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П., в послевоенное время - Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД.

Возрождением чернышенского промысла занималась народный мастер Фролова Наталья Николаева и ее дочь Аня.


← Вернуться к статье Игрушки из глины


Интересен и любим мною
путь в мир керамики
05.03.2019
Мультипроект «Керамика в Царицыне» запускается в музее-заповеднике 20 марта

Авторский сайт
Валентины Петровой

Rambler's Top100
Расскажите о нас своим друзьям
Партнёры: