Хлудневская игрушка

Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни». Скульптурные композиции: «петушки – соловьи», коники, медведи, собаки и др. зверюшки, человечки, цветы и листья древоподобны, так как наполнены прорастающими ветками, цветущими ягодами и птицами. Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички. В хлудневских куклах ярко читаются детали калужского народного костюма, так как используется типичное цветосочетание красного, малинового, зеленого цвета. Глина после обжига приобретает белый или розовый цвет. Почти все хлудневские игрушки - свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он нелепо примазан торчком к колоколу юбки куклы или к шинели солдата. Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Есть небольшие игрушки-свистульки (около 7-8 см), имеющие устойчивую традиционную форму - коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна или несколько глиняных фигурок. Обычно это птичка - соловей, а вернее кукушка – самый распространённый мотив хлудневской пластики, или же голова солдатика, всадника или лошадки, курочка, кавалер с барышней.
Искусство хлудневских игрушечниц, как и всё народное творчество, анонимно и потому у каждой мастерицы собственные изделия особенные. Так, у Тасенковой Ксении Алексеевны «бабы», «всадники», свистки средних пропорций, грубоватой лепки, двухцветной раскраски с полосками. У Манушичевой Елены Дмитриевны – небольшие сюжетные композиции – «бабы-грематухи», «собаки», свистки с лепкой основательной, скульптурной, с расписью в один-два цвета, иногда украшены точками по контуру.
У Трифоновой Аграфены Фёдоровны – многофигурные композиции: «баба с близнецами», «лиса с петухом», «лиса с лисятами», «медведь с медвежатами»; у нее же впервые появилось знаменитое хлудневское «дерево». Роспись хлудневской игрушки близка к росписи филимоновской и сапожковской мелкой пластики (те же полоски, чередующиеся по цвету и перемежающиеся с белыми, незакрашенными линиями). Палитра цветов яркая: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый.
Красный цвет | цвет земли, тела, крови, символ огня, высоты духа, красоты. | ||
Синий цвет | цвет воздуха, космоса | ||
Жёлтый, оранжевый цвет | цвет солнца, огня | ||
Зелёный цвет | символ возрождения жизни | ||
Белый цвет | свет | ||
Чёрный цвет | тьма | ||
Лиловый цвет | символ скорби |
Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.
Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов).
Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища.
В прошлом цвет был и мягче по сочетаниям, узор крупнее и проще, лепка небрежнее и энергичнее, темпераментнее (улыбчивость, добродушие передавались от мастериц к их творениям). В отделке и в лепке игрушек со временем тоже происходят изменения: если раньше мастерицы "делали всё сопелки" да "грематушки", то теперь стали лепить деревья, высоких барынь, крупных петухов, лодки, однако, и по сей день хлудневская игрушка сохраняет самое ценное своё качество, запечатленное в пластике - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира.
← Вернуться к статье Игрушки из глины