Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка из глины

Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни». Скульптурные композиции: «петушки – соловьи», коники, медведи, собаки и др. зверюшки, человечки, цветы и листья древоподобны, так как наполнены прорастающими ветками, цветущими ягодами и птицами. Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички. В хлудневских куклах ярко читаются детали калужского народного костюма, так как используется типичное цветосочетание красного, малинового, зеленого цвета. Глина после обжига приобретает белый или розовый цвет. Почти все хлудневские игрушки - свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он нелепо примазан торчком к колоколу юбки куклы или к шинели солдата. Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Есть небольшие игрушки-свистульки (около 7-8 см), имеющие устойчивую традиционную форму - коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна или несколько глиняных фигурок. Обычно это птичка - соловей, а вернее кукушка – самый распространённый мотив хлудневской пластики, или же голова солдатика, всадника или лошадки, курочка, кавалер с барышней.

Искусство хлудневских игрушечниц, как и всё народное творчество, анонимно и потому у каждой мастерицы собственные изделия особенные. Так, у Тасенковой Ксении Алексеевны «бабы», «всадники», свистки средних пропорций, грубоватой лепки, двухцветной раскраски с полосками. У Манушичевой Елены Дмитриевны – небольшие сюжетные композиции – «бабы-грематухи», «собаки», свистки с лепкой основательной, скульптурной, с расписью в один-два цвета, иногда украшены точками по контуру.

У Трифоновой Аграфены Фёдоровны – многофигурные композиции: «баба с близнецами», «лиса с петухом», «лиса с лисятами», «медведь с медвежатами»; у нее же впервые появилось знаменитое хлудневское «дерево». Роспись хлудневской игрушки близка к росписи филимоновской и сапожковской мелкой пластики (те же полоски, чередующиеся по цвету и перемежающиеся с белыми, незакрашенными линиями). Палитра цветов яркая: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый.


 

Красный цвет     цвет земли, тела, крови, символ огня, высоты духа, красоты.
Синий цвет     цвет воздуха, космоса
Жёлтый, оранжевый цвет     цвет солнца, огня
Зелёный цвет     символ возрождения жизни
Белый цвет     свет
Чёрный цвет     тьма
Лиловый цвет     символ скорби


 

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.

Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов).

Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища.

В прошлом цвет был и мягче по сочетаниям, узор крупнее и проще, лепка небрежнее и энергичнее, темпераментнее (улыбчивость, добродушие передавались от мастериц к их творениям). В отделке и в лепке игрушек со временем тоже происходят изменения: если раньше мастерицы "делали всё сопелки" да "грематушки", то теперь стали лепить деревья, высоких барынь, крупных петухов, лодки, однако, и по сей день хлудневская игрушка сохраняет самое ценное своё качество, запечатленное в пластике - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира.


← Вернуться к статье Игрушки из глины

Интересен и любим мною
путь в мир керамики
18.09.2016
Известный керамист Юрий Новиков открыл свою выставку в Сочи

Авторский сайт
Валентины Петровой
Авторские работы, сувениры!

Rambler's Top100
Расскажите о нас своим друзьям