Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях
09.04.2013

Выставка «Польская керамика XVIII–ХХ вв.»

Выставка «Польская керамика XVIII–ХХ вв.» организована совместно Верхнесилезским музеем в Бытоме, Польским институтом в Минске, Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Витебским областным краеведческим музеем.


Экспозиция не только знакомит с интереснейшим материалом – произведениями силезских керамических и фарфоровых мануфактур, но и является презентацией одного из ведущих польских музеев. Основанный в 1910 году Верхнесилезкий музей на протяжении многих лет выполнял функции окружного музея – центрального учреждения музейного дела Верхней Силезии. Сегодня коллекции музея насчитывают около полутора миллионов предметов, объединяя произведения из разделов археологии, этнографии, истории, естествознания, а также изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


Выставка будет проходить с 11 апреля по 3 июня в Витебском областном краеведческом музее (Ратуша, ул. Ленина, 36).




Керамика, истоки которой уходят в VI тысячелетие до н.э., принадлежит одной из старейших отраслей творческой деятельности человека и является неотъемлемым элементом истории его цивилизации. Венцом технологического развития производства керамики, начиная от скромной терракотовой посуды Ближнего Востока, через майолику, керамическую глину и фаянс, было изобретение состава самого совершенного керамического материала – фарфора.

В чрезвычайно разнообразном и богатом собрании Верхнесилезского музея в Бытоме коллекция керамики, которая отличается уникальными в европейском масштабе памятниками, занимает особое место и является одной из самых интересных такого типа в Польше. В музее экспонируются лучшие изделия польских фабрик от XVIII до XX века включительно. Одним из ключевых в коллекции является собрание фаянса из силезских мануфактур – Прушкова, Глиницы, Ратибора и Туловиц, охватывающее толсто- и тонкостенные изделия от XVIII до середины XIX века.

XVIII столетие было периодом активного развития европейской керамики. На Страсбургской фабрике Ханнонгов начали использовать новую технологию украшений: краску наносили на обожженную глазурь и закрепляли повторным обжигом при более низкой температуре (около 600° C). В 70-е гг. XVIII века известный английский керамист Джозайя Уэджвуд усовершенствовал новую керамическую массу, называемую тонким фаянсом. В этот чрезвычайно творческий для европейской керамики период начинают свою деятельность и верхнесилезские мануфактуры фаянса. Введенные в то время новаторские технологические решения, а также обилие формально-пластических решений находят отражение в их изделиях.

История фарфора начинается в Китае в VII веке н.э., во времена династии Танг. Европейцы впервые столкнулись с этим самым знатным сортом керамики в Палестине во времена крестовых походов. С конца XVII века в богатых резиденциях начали появляться фарфоровые кабинеты – специальные помещения, предназначенные для хранения и презентации собраний этого сорта керамики. Огромный спрос и цена были факторами, стимулировавшими попытки открытия формулы “белого золота” – именно так называли фарфор в то время. Первый шаг в этом направлении сделали итальянцы. Во второй половине XVI века князь Франческо Мария де Медичи создал во Флоренции мастерскую, в которой удалось получить первый европейский прото-фарфор, именуемый сегодня “медичи-фарфором”. В XVII веке достигли успеха французские керамисты, начавшие производство мягкого фарфора: в 1673 году Луи Потера получил патент на его производство. Многолетние эксперименты и опыты, которые проводились в Саксонии Иоганном Фридрихом Бёттгером, финансируемые саксонским избирателем и польским королем Августом II Сильным, увенчались самым большим достижением в истории европейской керамики – изобретением в 1709 году состава массы твердого фарфора. Уже в следующем году Август II Сильный заложил в Мейсене первую в Европе мануфактуру, которая занималась производством этого сорта керамики. Хотя секрет изготовления мейсенского фарфора держался в тайне (ни один из работников не знал всего процесса производства), информация о его технологии вышла за пределы Саксонии; новые мастерские начали открываться в Вене, Берлине, Франкентале, Севре. В Польше производство фарфора было начато в 1790 году мануфактуре в Корце, позже появились мануфактуры в Баранувце, Томашове и Цмелеве.

ПРУШКОВ

Первая и самая большая из верхнесилезских мануфактур фаянса была основана в 1763 году в Прушкове cилезским владельцем здешнего имущества – князем Леопольдом фон Проскау.

Поскольку первые работники перешли сюда с мануфактуры в Холиче (Моравия), созданной ранее с участием мастеров знаменитой мастерской Павла и Юзефа Ханнонгов в Страсбурге, в производимых здесь предметах ярко видны стилистические черты обеих мануфактур. Однако благодаря влиянию местных ремесленников, изделия Прушкова уже на ранней стадии существования фабрики отличались своим собственным художественным подходом.

1769–1783 годы, когда после внезапной смерти князя Леопольда прушковское имущество переходит в собственность графа Иоганна Карла фон Дитрихштейна, определяют второй этап деятельности мануфактуры. В это время выкристаллизовались характерные для Прушкова типы посуды с сильно выпуклыми формами и слегка волнистым вертикальным рельефом, напоминающим раковину. В 1783 году мануфактура в Прушкове была продана прусскому правительству. Управление ею, а позже аренда переходит к Иоганну Готлибу Леопольду; очередным нанимателем, а позже владельцем в 1821 году становится Иоганн Фридрих Дикгут.

В 1796 году прушковская мануфактура первой начинает производство тонкого фаянса, который делает возможным тонкостенное моделирование посуды и изысканую обработку его деталей. К сожалению, начиная с 1840-х годов мануфактура ограничивает производство, а её изделия все реже демонстрируют прежнее мастерство. В 1853 году мануфактура в Прушкове закрывается.

В собрании Верхнесилезского музея в Бытоме представлен почти полный ассортимент прушковской посуды, характеризующий каждый из выделенных исследователями периодов деятельности фабрики. Представленная на выставке группа экспонатов дает возможность проследить стилистические изменения, которые претерпели изделия мануфактуры как с точки зрения формальных решений, декоративных мотивов, так и технологических инноваций.

ГЛИНИЦА

Через несколько лет с начала деятельности мануфактуры в Прушкове в 1767–1771 годы начала производство Глиница – вторая в Верхней Силезии фабрика фаянса. Ее создание связано с деятельностью выкупленной графиней Анной фон Гашин и перенесенной в Глиницу папиросной фабрики в деревне Зборовское. Как и в Прушкове, Глиница изначально ориентировалась на изделия мануфактуры в Холиче.

Несмотря на схожесть продукции обеих силезских мануфактур, изделия из Глиницы выделяются исключительным уровнем художественной отделки с тонкими, совершенными линиями рисунка, а также свежей, со вкусом подобранной палитрой цветов. Высший художественный уровень демонстрируют изделия 1767–1800 годов. Во второй период деятельности мануфактуры – до 1826 года – не произошло значительных изменений ни в ассортименте, ни в отделке изделий. Единственное – в этот период началось производство тонкого фаянса; формируемой из него посуде придавали классическую форму. Фабрика в Глинице работала до 1870 года, однако в последний период ее деятельности производимый здесь фаянс уже не достигал прежнего художественного уровня.

РАТИБОР

Созданная в 1795 году анличанином Джозефом Бауманом мануфактура в Ратиборе занималась исключительно производством тонкого фаянса. В первый период деятельности фабрики ее изделия были почти точными копиями английского фаянса конца XVIII века, характеризующегося классической, утонченной по своей простоте формой. В 1803 году фабрику выкупил Соломон Барух. Помимо тонкого фаянса, изготовленного из светлой глины, на мануфактуре в Ратиборе производилась также посуда из крашеной коричневой или черной массы. Фабрика прекратила свою деятельность в 1828 году, ее изделия всегда отличались очень высоким качеством фаянса.

ТУЛОВИЦЕ

Самой молодой из верхнесилезских мануфактур является созданная в 1813 году фабрика в Туловицах. Здесь изготавляли посуду из тонкого фаянса, напоминающую по форме изделия из Прушкова. 1842–1857 годы – период, когда появляются самые интересные и оригинальные изделия из Туловиц. В это время фабрика производит интереснейшие и наиболее оригинальные изделия – знаменитый “черный фарфор”. Его делали из керамической глины, получаемой из красной глины, покрытой коричневой или черной глазурью. Богатое рельефное украшение этой посуды (в основном сервизов) подчеркивалось серебряными или желтыми росписями. Блестящая бархатной чернью глазурь, полученная дополнительным вкраплением серебра, создавала совершенную колористическую целостность. В 1858 году фабрика прекратила производство фаянса и начала выпуск фарфора. В Верхнесилезском музее в Бытоме – одна из лучших в Польше коллекций туловицкого “черного фарфора”.

БОЛЕСЛАВЕЦ

Особое место в коллекции бытомского музея занимает керамическая посуда из мастерской в Болеславце – одного из старейших центров производства керамики на польских землях. Несомненно, это связано с богатыми залежами глины в окрестностях города, которая подходила для изготовления при температуре 1280–1300° C.

Имя гончара из Болеславца впервые упоминается в городских книгах Свидницы с 1380 года, а уже в начале XVI века здесь появляется гончарский цех. Во многих болеславских мастерских изготавливали посуду из керамической глины, украшенную цветной глазурью. Однако только в конце XVII века сформировалась характерная для этих изделий форма посуды (в основном кувшинов) – сферическая, с оловянной крышкой, украшенной вручную сделанными желобками, покрытыми зеленой эмалью или типичной для болеславской посуды буро-земляной глазурью. С середины XVIII века появляются разнообразные изделия с гладкой, покрытой эмалью поверхностью, украшенные неглазурованными рельефными накладками, выполненными из кремовой глины. В начале XIX века посуда приобретает классическую форму, а ее отделка – античные мотивы, введенные мастером гончарного дела Иоганном Готлибом Альтманом. В это период на фабрике началось производство сервизов, ваз и фигурок. В 1844 году на всемирной выставке в Лондоне изделия Альтмана были отмечены золотой медалью.

В XIX веке в Болеславце работало 15 больших гончарных мастерских, изделия которых поставлялись во все страны Европы. На повышение художественного и технического уровня оказало влияние появление в 1897 году в Болеславце по инициативе города Профессиональной школы керамики, директором которой стал Вильгельм Пукало – прекрасный профессионал, технический руководитель Королевской мануфактуры фарфора в Берлине.

Во время военных действий в 1945 году местные керамические мастерские были почти полностью уничтожены, однако после войны некоторые из них были отстроены заново, были восстановлены замечательные многовековые керамические традиции. И сегодня здесь производят столовую керамику, вручную моделируемую и отделанную уникальной техникой штамповки, которая заключается в наложении украшений на посуду с помощью специально приготовленных штампов (Фабрики керамики ООО “BOLES?AWIEC”).

КОНСТАНТЫ ЛЯШЧКА

Чрезвычайно интересной частью коллекции Верхнесилезского музея в Бытоме является группа фаянсовых предметов авторства Константы Ляшчки – скульптора, керамиста и художника (1865–1956). В 1900–1910 годах Ляшчкa осуществлял художественный патронат над фабрикой кафельных и гончарных изделий Юзефа Недведского в Дембниках под Краковом, а после ее закрытия обжигал свои произведения в мастерской в Скавине, которая занималась изготовлением фаянса. Являясь одним из создателей Общества “Польское прикладное искусство”, Ляшчкa в своей педагогической деятельности также делал особый акцент на повышение уровня художественного ремесла, его восстановление и возвышение прикладного искусства. Изучая технологию изготовления ассирийской и японской керамики, Ляшчкa исследовал свойства и возможности получения цветной керамической эмали.

ПАЦИКОВ

С художественной точки зрения значимым ансамблем в бытомской коллекции являются фигурки из созданной Александром Рогало-Левицким в 1912 году (по некоторым источникам – в 1908 году) фабрики фаянса в Пацикове под Станиславовом. Первоначально фабрика называлась “Erste Galiziche Terrakota Und Fayance Fabrik” (Первая Галицийская фабрика терракоты и фаянса), но в скором времени она была изменена на “Первую галицийской фабрику художественного фаянса и терракоты, Пациков около Станиславова” (штемпель на обложке фабричного каталога на 1918 год). Распространенным было и название “Польская фабрика фаянса в Пацикове под Станиславовом”. Фабрика работала с перерывом, вызванным событиями конца Первой мировой войны до 1939 года – отсюда в ее истории выделяют два периода: с 1912 до 1918 и с 1920 до 1939 года.

Динамично развиваясь благодаря сотрудничеству с художниками из львовской среды, фабрика приобрела популярность не только на польском, но и европейском рынке. Первым ее директором был Станислав Чапек, художник-скульптор, выпускник венской Академии изобразительного искусства, который получил практический опыт, управляя венской фабрикой “фаянса и терракоты”. Фирменным изделием и опознавательным признаком мастерской были фигурки из тонкого фаянса. Каждую модель делали нескольких размеров. На фабрике производили также бытовые предметы: жардиньерки – подставки для цветов, оправы для часов, чернильницы.

После разрушений, которые произошли в ходе военных действий, фабрику отстроили и модернизировали. Уцелело много моделей скульптур и форм, благодаря которым можно было наладить производство. Несмотря на то, что мастерская уже не достигла такого высокого уровня, который был в 1912–1918 годах, в послевоенное время здесь было создано много интересных и демонстрирующих бесспорную художественную ценность работ. Фаянс из Пацикова характеризуется очень высоким техническим уровнем и качеством исполнения. Для его производства использовалась чистая, тщательно отобранная глина, изделия обжигались трижды: сначала при температуре 1200° C, после отделки живописными росписями – в муфельной печи при более низкой температуре, окончательный обжиг происходил после нанесения бесцветной глазури. В коллекции Верхнесилезского музея представлены изделия первого периода деятельности завода и межвоенного времени.

ЦМЕЛЕВ

Интересный ансамбль создают изделия мануфактуры в Цмелеве, основанной в 1804 году графом Яцеком Малаховским, которая начала свою деятельность с производства фаянса. После смерти графа мастерская перешла по наследству его дочери Франтишке Дунин-Кравицкой, которая в конце 20-х годов XIX века продала ее Терезе Сципион дель Кампо и Войцеху Пусловскому. В 1830 году очередным владельцем стал князь Фредерик Ксаверий Друцкий-Любецкий. Ноябрьское восстание привело к упадку производства и снижению спроса на изделия Цмелева; ситуация улучшилась, когда в 1834 году в Цмелев приехала семья чешских керамистов Вейсов. Это время стало переломным моментом в истории мануфактуры. Благодаря знаниям и умениям управлявших мастерской Вейсов началось производство фарфора (при этом не прекращалось производство фаянсовой посуды). В это время Цмелев был единственным производителем такого сорта керамики на польских землях. Первоначально на мануфактуре копировались изделия европейских фабрик, а среди декоративных мотивов доминировали цветы и орнаменты из листьев. Около 1863 года у семьи Друцких-Любецких цмелевскую фабрику выкупил известный варшавский купец Казимеж Цыбульский, который вложил деньги в мастерскую и пригласил в Цмелев из французской мастерской в Невере знаменитого керамиста польского происхождения Станислава Тыле. В это время повысилось не только производство посуды, но прежде всего ее качество. К сожалению, пожар 1868 года уничтожил почти всю мастерскую. Цыбульский отстроил фабрику и увеличил производство фарфора, а также рсширил ассортимент выпускаемой посуды. Кроме сервизов для обеда и завтрака, здесь производили также фарфоровую галантерею (среди прочих – табакерки, солонки, мисочки для варенья), предметы декора и фигурки. В 1879 году остановилось производство фаянса. В 1887 году мастерскую выкупила семья Друцких-Любецких. Приглашенные управлять фабрикой мастера из Лиможа во Франции обеспечили изделиям высокое качество и широкий сбыт. В это время наряду с ручными росписями изделия стали украшать и переводном рисунком.

После Первой мировой войны князь Александр Друцкий-Любецкий, который не мог найти необходимые инвестиции для фабрики, продал ее Польскому промышленному банку во Львове. Фабрика получила название АО “Фабрика фарфора и керамических изделий в Цмелеве”, качеством своих изделий продолжая давние керамические традиции. Во время Второй мировой войны, несмотря на многочисленные трудности, фабрика не прекращала производство, а после окончания войны стала государственной. На рубеже 50–60-х гг. XX века фабрика производила востребованные и ценные фарфоровые фигурки, новаторские по своей форме, отделке и технологии, выполненные по проектам Института промышленного дизайна. В 1997 году фабрика была приватизирована и получила название ООО “Фабрики фарфора “Цмелев”.

GIESCHE

Фабрика фарфора “Giesche” начала свою деятельность в 1920 году. В это время в Шопенице открылась фабрика фарфора “Oberschlesiche Porzallanfabrik Gebhardt & Barabasch”, которую выкупил Рихард Чудай и изменил название фабрики на “Czuday Werke GmbH”. Здесь производились только фарфоровые электротехнические элементы. В 1924 году 51% акций фабрики выкупила компания “Giesche”, которая в перестроенных помещениях бывшего завода по производству кормов в Богутицах открыла современную фабрику фарфора под названием “Фабрика фарфора “Giesche”, ранее “Чудай Катовице-Богутице”. В межвоенный период фабрика была основным производителем фарфора на польском рынке, конкурируя с изделиями из Цмелева и Ходежа. Как ассортимент изделий, так и их качество получили настолько высокое признание, что в 1939 году фабрика представляла Польшу на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны фабрика под названием ”Giesche Porzellanfabrik” продолжала производство благодаря финансированию, назначенному немецкими властями. После окончания войны фабрика стала собственностью государства и называлась АО “Фабрика фарфора “Giesche”, с 1952 года работала под названием “Фабрика фарфора Богутице”. Богутицкая фабрика производила наборы посуды для польских дипломатических учреждений. В 1994–2008 годы мастерская работала под названием ООО “Силезский фарфор”, в 2009 году фабрику приобрела фирма АО “BGH Network”, введя в производство новые формы и отделку.

ГУТА ФРАНТИШКА – БЫКОВИНА

Создание мастерской в Быковине связано с фабрикой “Giesche” через ее основателя Рихарда Чудая – директора фабрики в Богутицах. На территории закрытого 25 лет назад цинкового завода “Франтишек” в Быковине Чудай создал собственную фабрику фарфора. В 1928 году было подписано соглашение о сотрудничестве между владельцами обеих мастерских, а через год фабрика в Быковине АО “Фабрика фарфора “Чудай” начинает производство фарфора. Неблагоприятные экономические условия заставили Чудая закрыть фабрику уже в 1930 году. Она возобновила деятельность в 1932 году под названием ООО “Фабрика фарфора “Быковина”, но и на этот раз новый владелец не справился с финансовыми трудностями, и все имущество фабрики в связи с долгами было заложено в сберкассу Катовицкого повета в 1933 году. Тогда произошла не только смена владельца, но также названия фабрики, которая отныне действовала как “Польская фабрика фарфора Гута Франтишка – Верхняя Силезия”. В период Второй мировой войны мастерскую захватило Немецкое представительное ведомство, поручив управление ею бывшему владельцу Рихарду Чудаю, который вскоре выкупил фабрику и изменил ее название на “Porzellanfabrik Franzhütte Richard Czuday KG”. После войны фабрику приватизировало государство и вернуло название с 1933 года (“Польская фабрика фарфора Гута Франтишка – Верхняя Силезия”). В 1950 году мастерской завладела фабрика в Богутицах, сделав ее своим филиалом. В 1988 году остановилось производство в Быковине и фабрика была закрыта. Весь период самостоятельной деятельности Гута Франтишка производила высокого качества фарфоровые столовые сервизы, кофейные и чайные наборы, наборы для завтрака, вазы для фруктов, пепельницы, емкости для приправ, а также характерные для этой мастерской миниатюрные сервизы для кукол, часто позолоченные или посеребренные.

Выставка “Польская керамика XVIII–ХХ вв.” организована совместно Верхнесилезским музеем в Бытоме, Польским Институтом в Минске и Национальным художественным музеем Республики Беларусь. Экспозиция не только знакомит с интереснейшим материалом – произведениями силезских керамических и фарфоровых мануфактур, но и является презентацией одного из ведущих польских музеев. Основанный в 1910 году Верхнесилезкий музей на протяжении многих лет выполнял функции окружного музея – центрального учреждения музейного дела Верхней Силезии. Сегодня коллекции музея насчитывают около полутора миллионов предметов, объединяя произведенияиз из разделов археологии, этнографии, истории, естествознания, а также изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


 



Любая работа уникальна — она похожа только на себя
У нашего сайта есть
рекламная кнопочка
Лепка из глины в домашних условиях
другие варианты...
Авторский сайт
Валентины Петровой

Rambler's Top100